+7 (812) 660-70-47

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ул. Шпалерная, 51 МОСКВА, ул. Кузнецкий Мост, 7

info@gc-terra.ru

Практика

Соглашения ограничивающие конкуренцию

             В практике нашей компании были прецеденты защиты интересов клиентов при привлечении к ответственности  по п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о защите конкуренции.

 

      Юристами компании была разработана эффективная стратегия защиты клиента при оспаривании решения в Федеральной антимонопольной службе, а затем и в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

 Более подробно о проблеме и ее решении.

 Согласно пункту 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции:

 

 конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

 

Признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренныхзаконодательством Российской Федерации (пункт 17статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 

Соглашение - договоренность в письменной форме, содержащаяся в документе или нескольких документах, а также договоренность в устной форме (пункт 18 статьи 4 Закона о защите конкуренции).

 

Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов установлен в статье 11 Закона о защите конкуренции.

 

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, или между хозяйствующими субъектами, осуществляющими приобретение товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.

 

          Однако согласно части 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции положения названной статьи не распространяются на соглашения между хозяйствующими субъектами, входящими в одну группу лиц, если одним из таких хозяйствующих субъектов в отношении другого хозяйствующего субъекта установлен контроль, либо если такие хозяйствующие субъекты находятся под контролем одного лица.

 

                Под контролем в указанной статье понимается возможность физического или юридического лица прямо или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) определять решения, принимаемые другим юридическим лицом, посредством одного или нескольких следующих действий:

 

  • распоряжение более чем пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица;
  • осуществление функций исполнительного органа юридического лица (часть 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции).     

 

                В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции группой лиц признается совокупность физических лиц и (или) юридических лиц, соответствующих одному или нескольким признакам из следующих признаков:

 

1) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо имеет в силу своего участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) либо в соответствии с полномочиями, полученными, в том числе на основании письменного соглашения, от других лиц, более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

 

 2) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо осуществляет функции единоличного исполнительного органа этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства);

 

 3) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если такое физическое лицо или такое юридическое лицо на основании учредительных документов этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства) или заключенного с этим хозяйственным обществом (товариществом, хозяйственным партнерством) договора вправе давать этому хозяйственному обществу (товариществу, хозяйственному партнерству) обязательные для исполнения указания;

 

4) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), в котором более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа и (или) совета директоров (наблюдательного совета, совета фонда) составляют одни и те же физические лица;

 

5) хозяйственное общество (хозяйственное партнерство) и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный исполнительный орган этого хозяйственного общества (хозяйственного партнерства);

 

6) хозяйственное общество и физическое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиального исполнительного органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества;

 

 7) физическое лицо, его супруг, родители(в том числе усыновители), дети (в том числе усыновленные), полнородные и неполнородные братья и сестры;

 

8) лица, каждое из которых по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 данной части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому- либо из указанных в пунктах 1 - 7 данной части;

 

9) хозяйственное общество (товарищество, хозяйственное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 8 данной части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товариществе, хозяйственном партнерстве) или в соответствии с полномочиями, полученными от других лиц, имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капитале этого хозяйственного общества (товарищества, хозяйственного партнерства).

 

             При этом по данной категории дел судебная практика учитывает разнообразность соглашений между хозяйствующими субъектами, ограничивающих конкуренцию и признаваемых нарушениями антимонопольного законодательства обуславливают различный подход к раскрытию факта наличия таких соглашений.

 

                Вопрос о соответствии соглашений требованиям пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции должен решаться антимонопольным органом в каждом конкретном случае на основании анализа и оценки всех обстоятельств дела.

 

                В пункте 3 части 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции предусмотрено, что хозяйствующие субъекты являются группой лиц, если один хозяйствующий субъект, в том числе, на основании договора, вправе давать другому хозяйственному обществу обязательные для исполнения указания.

 

              В судебном порядке юристам удалось отстоять позицию подконтрольности в смысле пункта 8 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции и подтвердить следующим:

 

  • договором оказания услуг в сфере управления, финансов, обеспечения товарного запаса, участия в государственных закупках, которые практически равнозначны осуществлению функций единоличного органа Общества и указывают на установление фактического контроля одним обществом над другим.
  • контрактами заключенными во исполнение договора оказания услуг

 

             В Заключении об обстоятельствах дела антимонопольный орган по результатам анализа поведения участников пришел к выводу, что участие в торгах осуществлялось одним лицом.

 

             Фактическое установление контроля одним хозяйствующим субъектом в отношении другого по своему правовому содержанию и правовым последствиям не может быть признано менее юридически значимым по сравнению с установлением контроля посредством распоряжения более пятьюдесятью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица. Такую позицию при рассмотрении дела о нарушении пункта 2 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции поддержал Арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 10.04.2017 по делу №А21-4423/2016, в постановлении от 4 декабря 2017 г. по делу № А56-2023/2017, а также Арбитражный суд Московского округа в постановлении от 7 декабря 2017 по делу № А40-31171/17- 130-280

 

                        По совокупности изложенного суд пришел к выводу, что оба участника закупок являются совокупностью хозяйствующих субъектов, действующих на одном товарном рынке в едином экономическом интересе, где одно лицо в силу определенных связей способно оказывать влияние на деятельность другого лица и заинтересовано в результатах его деятельности, то  есть эти организации являются группой лиц, в которой установлен контроль одного Общества в отношении деятельности другого, что позволяет применить к деятельности этих хозяйствующих субъектов часть 7 статьи 11 Закона о защите конкуренции.

 

Наши клиенты

Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент
Нашь клиент

Достижения

Копия Исключение из РНП (Форсис Бридж)

Копия Исключение из РНП (Форсис Бридж)

Копия исключение из РНП ПродЛэнд

Копия исключение из РНП ПродЛэнд

Нас рекомендуют

ЗАО

ЗАО "АДД"

ЭНЕРГЕТИКА

ЭНЕРГЕТИКА

ЗАО

ЗАО "НФК"

ООО

ООО "ОМЕГА ФАРМА"

"МЕЛОН"

ООО

ООО "БИОХИТ"

Преимущества

  • опыт более 20 лет;

  • сопровождаем крупнейшие российские и иностранные компании;

  • сопровождаем инвесторов;

  • мыслим стратегически;

  • сопровождаем запуск инновационных проектов;

  • гарантируем конфиденциальность;

  • предлагаем бизнес ориентированные решения;

  • имеем уникальный опыт защиты по экономическим преступлениям;

  • имеем репутацию надежного партнера;

  • сопровождаем строительство в особой экономической зоне.

Новости

все новости